Колташовы и Колташи
Являясь жительницей деревни Колташи и нося фамилию Колташова, с детства я не раз задумывалась о том, что же появилось сначала: фамилия или название деревни? Откуда пришло такое название и что оно обозначает? Расспрашивая своих земляков о родной деревне, я услышала несколько версий происхождения названия деревни.
- Вид деревни сверху напоминает большой котёл – «колташиху». Отсюда и название деревни.
- Колташи – болтуны, значит. Первый поселенец в этих местах был болтуном, и деревня получила такое название. Такое толкование может быть вполне оправданно, т.к., в Словаре русских фамилий происхождение фамилии Колташов связывается со словом «колтать». А в русских говорах колтать — «много говорить, болтать».
- Интересную версию названия деревни прочитала ещё в 80-х годах в заметке о нашей деревне (Газета «Правда коммунизма»). Некая Р.Грызунова в своём письме в газету писала, что Колташи в переводе означает – «каменная рука», вот только с какого языка – к сожалению, не указала.
- От местных острословов услышала ещё одно забавное объяснение названия деревни. Когда крестьянам отмеряли земельные наделы, они, отмечая их границы кольями, кричали друг другу: «Кол ташши!» Отсюда, мол, и пошло такое название.
- Самым простым оказался вариант происхождения названия деревни от фамилии первых поселенцев – Колташовых.
В поисках информации о происхождении названия деревни пришлось прочитать немало материалов. И вот в книге В.А. Любимова «Аятская слобода в конце ХVIII – начале ХХ века» встретила объяснение происхождения названия деревни. В главе «Предыстория слободы» Любимов говорит о версии, высказанной невьянским священником А.Оглоблиным. По этой версии «название деревни Колташи – финно-угорское (ср.: Колташево под Петербургом)». Далее, опираясь на данные переписи Льва Поскочина 1681 года, Любимов опровергает версию Оглоблина:
«Деревня Черемисская над ключом. Савка Семенов Кокташев. (Родился) Казанского пригородка Осинского уезду в деревне Кокташеве. (В Сибири) со 1670 году… Если ранее упомянутая деревня Колташи своим именем обязана фамилии этого Савки Семёнова, а по сути через Савку и его детей получила имя осинской деревушки, то наши предыдущие предположения о финно-угорском происхождении этого названия неверны. И Колташи есть исковерканное Кокташи, которое законно разбивается на «кок»+«таш», или в переводе с тюркских языков – «синий камень» — пишет в своей книге Любимов.
После прочитанного вопрос о происхождении названия родной деревни не возникал до тех пор, пока я не взялась составлять свою родословную и пока не появилась возможность, благодаря сайту 1670.ru Аятская слобода, просмотреть документы и переписи населения Аятской слободы и Черемисской волости.
Оказалось, что деревни Кокташи в Осинской слободе Казанского уезда не было. Была деревня Карташева, а жители в ней (5 семейств) носили фамилии Корташевы. О чём свидетельствует Перепись Бутурлина 1646 г. (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Лл.904-949)
Тогда откуда пришло название Колташи? И как первые поселенцы деревни стали Кокташевыми? Прежде чем разбираться далее, хочется сказать несколько слов о самих братьях Кокташевых. Их было двое. Савка Семенов – старший, Федка Семёнов – младший. Личности, прямо скажем, примечательные. Первое упоминание о Савке встречается в Памяти о покупке крестьянином Саввой Кокташевым лошади на Осе, написанной Фролом Араповым (РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. Д. 716. 1 л.)
Начало и конец утрачены. В описи столбец датирован 1673 годом:
«… сказал, что он тое лошадь Ивашку Машукову променил на коурова мерина, и та де их мена Тобольского уезду в Мурзинской слободе в таможне записана и пошерстное плачено. А того де рыжего мерина купил он Савка на Осе в Кузеяровых юртах зачисто у гайского татарина у Биратка при аятцких крестьянех при Якушке Иванове, при Гаврилке Федорове, при Ивашке Кобелеве. И как к тебе ся память придет, и ты б Новоаятцкой слободы крестьян Якушка Иванова, Гаврилка Федорова, Ивашка Кобелева допросил по святей Христове евангильской непорочной заповеди Господни, в правду Новоаятцкой слободы крестьянин Савка Кокташев на Осе у гайского татарина у Бейратка лошадь мерина рыжа при них зачисто купил ли. Да что они в допросе скажут, и ты б те их допросные речи за их …»
Почему так встревожила покупка лошади Фролку Арапова, мы можем только предполагать. Но проявивший инициативу Савка напомнит о себе ещё не раз.
В 1674 г. в «Переписи Верхотурского уезда Аяцкой слободы оброчных крестьян и беломестных казаков», едва ли не первой переписи Аятской слободы, Савка Семёнов упоминается один, видимо Федка жил тогда с братом одним двором. Опираясь на этот документ, можно сказать, что братья были среди тех людей, которые основывали Аятскую слободу.
Далее в 1675г в своих отписках Фролка Арапов жалуется на братьев:
«…непослушны. На Верхотурье не поехали, и ныне Савка збежал. А по них поручные записи послал к вам на Верхотурье, подклеил под сею отпискою. А преж сего к вам на Верхотурье я о Федьке и о Савке писал. И о том Савке что вы укажете…» Что указали сделать с братьями – неизвестно, только следующим значимым упоминанием о братьях является Перепись Льва Поскочина, где их имена встречаются среди первых жителей села Черемисского в 1681г. Каждый уже живёт своим двором. Выходит, что и к основанию нынешнего села Черемисского, братья Савка и Федка приложили свои руки.
А когда в 1710 г. в Переписи Аятской слободы Верхотурского уезда появляется новая деревня Режевская, среди фамилий первых жителей встречается фамилия Савки и Федьки. Только Саввы уже нет в живых, но имя его упоминается: «Вдова, умершего крестьянина Савы Кохташева жена, Лукирья Иванова дочь…» В третий раз за 40 лет пребывания на Урале братья стоят у истоков создания нового поселения. Чем это обусловлено? Может, характер братьев не давал покоя начальству и в отместку их посылали на самые трудные работы? Согласитесь, что может быть труднее освоения новых мест? А может, наоборот, работники были хорошие? А может, всё тот же характер не давал покоя самим братьям, и они искали место, подходящее именно им? Ведь остались они и пустили корни большого рода, давшего название впоследствии всей деревне именно в тихом местечке на берегу Режа.
А теперь о фамилии. Фамилия Кокташев впервые упоминается Фролкой Араповым в вышеупомянутой Памяти о покупке Крестьянином Саввой Кокташевым лошади на Осе в 1673 г. Но как уже говорилось, в Переписи Бутурлина Осинской слободы Казанского уезда 1646 г. (откуда родом Савка и Федка), нет деревни Кокташевой, и фамилии Кокташев не встречается. Значит, ошибка. Только кто кого ввёл в заблуждение? Писец, который неправильно записал фамилию? Или сам Савка, умышленно или невольно, исказил свою фамилию?
Интересно то, что когда Савка Семенов в 1674 году упоминается в первой переписи Аятской слободы, фамилии рядом с его именем вообще нет никакой. Далее фамилия Кокташевы упоминается уже только в переписи Льва Поскочина в 1681 году. А потом эта фамилия снова исчезает из всех документов Аятской слободы на 12 лет, хотя братья Савка и Федка исправно упоминаются в списках. И только в 1703 г. кто-то из писцов в Книге сбора запросного хлеба Аятской слободы вспоминает, что у братьев фамилия Кокташевы. А в следующем 1704 году в Переписной книге Аятской слободы братья записаны уже под фамилией Карташевы.
В 1710 году в Переписи Аятской слободы Верхотурского уезда в деревне Режевской (ныне Колташи) братья записаны под фамилией Кохташовы, а в 1717 г. и уже далее вплоть до 1763 г. снова Кокташевы во всех переписях. Складывается такое впечатление, что моим предкам за 100 лет пребывания на Урале вообще не было дела, как их фамилию записали в переписные листы. «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» — говорится в русской поговорке. Так и тут: Кокташевы, Карташевы, Кохташевы – не важно, не имеет значения.
Другое дело, что название деревни Колташева появляется на 50 лет раньше, чем фамилия Колташевы. Самое раннее упоминание деревни Колташевой встречается в первой переписи Толбузина в 1732 г, затем во вторичной переписи Толбузина в 1734 году. А в 1734-1736 году деревня Колташева уже на ландкарте владений Акинфия Демидова. Хотя в ревизских сказках Аятской слободы за последующие годы она всё ещё упоминается как Кокташева. Фамилия же Колташевы впервые появляется в 1782 г. в первой ревизской сказке Черемисской волости и больше никаких изменений до наших дней с ней не происходит, кроме написания через ё или о.
Так что же всё-таки было сначала? Фамилия или название деревни? И почему всё-таки из всех вариантов осталась фамилия Колташовы?
По этому поводу могу высказать предположение, что такой выбор обусловлен особенностями русского языка. По утверждению моего преподавателя Чудинова А.П., который преподавал студентам современный русский литературный язык в Свердловском государственном педагогическом институте, наш язык – сам по себе «ленивый язык», и там где трудно произносить, он всегда сгладит шероховатости. Тогда вполне легко объяснить, почему Колташовы остались. Сравните, что легче произнести: Кокташевы? Корташевы? Кохташевы? Или Колташевы?
И ещё один интересный момент. В книге Любимова «Аятская слобода в конце ХVIII – начале ХХ века» нашла такое высказывание о первоначальных насельниках аятских мест: «…в этих местах, где жили черемисы, охотились вогуличи и, возможно, остяки…», подтверждаемое упоминанием Отписки о сборе ясака с манси и татар Аятской, Верхнеуфимской, Лялинской и других волостей 1641г. (РГАДА. Ф.1111. Оп.2. Д.23.) Это упоминание о манси (вогуличах) позволило сделать некоторые предположения.
Известно, что от Аятского до Колташей напрямую примерно такое же расстояние, как до села Черемисского. В этом не раз убедишься, когда летом в лесу, собирая ягоды, встретишься с кем-нибудь из жителей Аятского. Логично предположить, что Колташовские места до заселения Аятских земель русскими людьми были хорошо знакомы племенам вогулов (манси). Заливные луга, река, сосновые леса не могли не привлечь внимание таких охотников, как манси. Вполне возможно, что на языке манси эти места имели своё название. Попытка найти перевод слова Колташи с языка манси дала интересный результат. На сайте «Википедия» нашлось такое объяснение. В пантеоне высших богов вогулов есть богиня земли Колташ-эква. Она мать посредника между богами и миром. Иногда Колташ-экву называли таким эпитетом: Сорни-эква (золотая баба). Таким образом, версия о том, что название деревни Колташи имеет финно-угорские корни, вполне имеет право на существование. Возможно и то, что по воле случая могло произойти наложение одного названия на другое. А то, что земля, где предки нынешних Колташовых основали деревню, действительно богатая, можно сказать, золотая, как в прямом, так и в переносном смысле, это факт.